Закрыть ... [X]

Пожалуй, самым интересными и эффективными по способу управления, маневрирования и преодоления препятствий, являются вездеходы с бортовым поворотом. Только их трансмиссии доступен поворот (разворот) на месте или постоянный полный привод на все колеса без использования блокировок.

Бортоповоротный вездеход

Бортоповоротный снегоболотоход невозможно сделать на базе автомобиля, или иной дорожной техники. Устройство этих вездеходов с одной стороны основано на простых технических решениях, которые позволяют компактно и рационально разместить все узлы. Но, с другой стороны, здесь достаточно специально изготовленных деталей, которые нельзя позаимствовать от каких нибудь стандартных механизмов. Бортоповоротные вездеходы бывают с дифференциальным или с фрикционным способом поворота.                                                                                                                                                                                       

Более простой способ бортового поворота - дифференциальный (рис. 1).  Упрощенно,  схема выглядит так:  от двигателя момент передается на КПП, затем на дифференциал (часто используют межосевой дифференциал от КАМАЗа), от него, на два приводных вала - по одному на каждый борт. На концах валов находятся сдвоенные звездочки от которых, в свою очередь, через цепную передачу, вращение передается на колеса. Кроме звездочек на каждом валу закреплен тормозной диск, в паре с тормозным суппортом. Управление поворотом выглядит так: с той стороны, в которую нужно повернуть, водитель  зажимает тормозной суппорт,  тормозное усилие, через цепь, передается на колеса этого борта. В тот же  момент, дифференциал, перераспределяет усилие на незагруженную сторону, которая, в свою очередь, начинает толкать вездеход в сторону заторможенного борта. В зависимости от необходимости, машина может плавно поворачивать, или совершить поворот на месте. Передаточные отношения редукторов, сообщающих усилие на большие колеса сверхнизкого давления, рассчитываются таким образом, чтобы двигатель мог легко вращать  колеса одного борта, при заблокированном другом, на любом виде грунта или на дороге.

Бортовой поворот при помощи фрикционных муфт (рис. 2) обеспечивает более сложный механизм.  Этот механизм поворота аналогичен механизму поворота гусеничного трактора. Поворот происходит при отключении от трансмиссии того борта, в сторону которого надо повернуть машину. Если нужно сделать крутой поворот, отключенный борт дополнительно притормаживается. У вездеходов с фрикционными муфтами есть  заметные преимущества перед вездеходами с дифференциальным поворотом. Основным плюсом является постоянный полный привод при прямолинейном движении. В дифференциальном варианте часто бывает ситуация, когда один борт находится на твердом грунте, а другой оказывается на заболоченном участке. В этом случае вездеход неизбежно потеряет ход, т. к. дифференциал начинает вращать буксующие колеса борта, стоящего в болоте.                          Кроме того при фрикционном повороте не обязательно подтормаживать борт, достаточно его просто полностью или частично отключить от трансмиссии. Дифференциальный же поворот, осуществляется только за счет подтормаживания борта, что напрямую сказывается на плавности хода и расходе топлива.                                                                                                                            Многие бортоповоротные машины обладают еще одной полезной опцией - возможностью накачивать колеса выхлопными газами, что позволяет быстро менять давление в колесах, в зависимости от условий движения, и для этого не нужно останавливать вездеход. Кроме того, данная опция позволяет  сделать на машине пневмоциркуляционную подвеску. Принцип ее работы основан на том, что все колеса вездехода соединены в единую пневмосистему, через пустотелую раму, воздуховодами большого сечения. Когда любое из колес наезжает на препятствие, воздух из него выдавливается в другие колеса, предотвращая, тем самым, подбрасывание машины.                                                                                                                                                                        Плюсы.

Отличная маневренность. Возможность поворота на месте. Небольшой вес. Небольшой вес обеспечивает хорошую плавучесть, Вездеход погружается, обычно, не выше середины колеса, что позволяет ему без помощи лебедки выходить на крутой берег или лед из воды. Высокая проходимость. Пожалуй, лучшая среди колесной техники. Хорошая защищенность экипажа и груза. Постоянный полный привод (фрикционный вариант). Возможность быстрого накачивания колес выхлопными газами. (четыре пустых колеса 1400х600х533 за 30 - 40 секунд) Пневмоциркуляционная подвеска.

                             Минусы.

Повышенный шум от цепных передач. Снижение эффективности пневмоциркуляционной подвески на скорости свыше 15 км/час. Обычной, пружинно-рессорной, подвески у большинства этих вездеходов нет. Не рекомендуется длительное движение по дорогам с асфальтовым покрытием (повышенный износ покрышек). Сложность в изготовлении. Много оригинальных деталей. Высокая цена машин заводского изготовления.                                                                      В итоге.

Тех, кто остановил свой выбор на вездеходе с бортовым поворотом, приятно обрадует, что его небольшой вес в сочетании с постоянным полным приводом и возможностью быстро регулировать давление в колесах обеспечивает уверенное передвижение по любым слабонесущим грунтам и воде, а бортовой поворот обеспечит превосходную маневренность. Он, в отличии от других типов вездеходов,  во многих местах, может передвигаться, сквозь лесной массив, не повреждая деревья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Однако, бортоповоротная машина, не может похвастаться большой грузоподъемностью (в пределах одной тонны), и мягкостью хода, поскольку подвески, в привычном понимании этого слова, у нее нет. А пневмоциркуляционная подвеска решает эту проблему лишь на скорости до 15 - 20 км/час. На пересеченной местности этого более чем достаточно, но на лесных и грунтовых дорогах, где скорость выше, мягкости хода не хватает. Кроме того, у вездехода есть другие особенности конструкции, которые, хотя и являются не привычными, к недостаткам не относятся.  Стоит лишь уточнить, что эта техника не предназначена для перевозки тяжелых грузов, поскольку с увеличением веса, возрастает нагрузка на колеса сверхнизкого давления, которые при бортовом способе поворота будут испытывать чрезмерные нагрузки.                                                                                                               Подводя итог, можно сказать, что если основное время эксплуатации машины предназначено для движения без всяких дорог, или по крайне плохим лесовозным, заболоченным или заснеженным дорогам, бортоповоротный тип вездехода является оптимальным.

февраль 2018 г.

А. К.


Источник: https://vezdehod-triton.ru/category/kupit-vezdexod/vezdexod-bortopovorotnyi/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Жан рено фильмы 2018
Как писать сочинение 9 класс огэ 2018
Пес смотреть новые серии 2018
Как проставлять размеры в автокад 2018
Пост 2018 как подготовиться к
Фильм храни меня любовь 2018
На сколько добавят пенсию в 2018 году в украине


Бортоповоротный вездеход 6х6 новая конструкция 2018 года
Бортоповоротный вездеход 6х6 новая конструкция 2018 года


Бортоповоротные - Лунохода. Нет
Бортоповоротный вездеход своими руками: чертежи, фото



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ